Бездумное подражание отличило человека от обезьян

47

Выявление достижений, видоспецифичных для человека, важно для понимания эволюции. Одним из таких признаков считается культура. Несмотря на то, что накапливать ее могут и другие животные, человеческая культура считается уникальной, поскольку основана на специфической способности к подражанию. Независимо от этнической принадлежности примерно в три года дети начинают копировать наблюдаемые действия взрослых. При этом, в отличие от иных приматов, человек в этом случае демонстрирует чрезмерное подражание — имитации подвергаются даже поступки, содержание и цель которых ребенку неясны. Частично подобное поведение также характерно для орангутанов, но не шимпанзе.

 

Изучение таких признаков ограничивается методологией. Так, прошлые работы позволили определить, что при условии бессмысленных действий обезьяны могут копировать из видимый результат, но не порядок выполнения, что, тем не менее, может интерпретироваться как наличие чрезмерного подражания. В новой серии экспериментов ученые учли этот момент. Участие в исследовании приняли 77 детей в возрасте 3–5 лет, часть из которых, помимо английского, владела еще одним языком (например, польским или арабским). Их реакции сравнили с 46 дикими бонобо (Pan paniscus) — эти гоминиды изучены хуже остальных и вместе с тем обладают повышенными социальными навыками относительно шимпанзе.

 

Задача испытуемых заключалась в следующем. Перед ними помещали распиленный пополам фрагмент ствола, части которого соединялись с помощью штырей. Затем ассистент несколько раз показывал, как открыть предмет одним из трех способов: в первом случае перед отделением фрагментов он клал тыльную сторону ладони на ствол, четыре раза обводил ей по часовой стрелке, поднимал вверх и четыре раза прокручивал кисть; во втором — сначала имитировал действия обезьян: поддерживая предмет левой рукой, указательным пальцем правой проводил по его поверхности диагональный крест и ощупывал весь объект; контрольной группе демонстрировали только действия, которые приводят к получению вознаграждения — в стволе находились наклейка или кусок яблока.

 

Результаты показали, что большинство детей воспроизвели бессмысленные действия ассистента перед попыткой открыть предмет. В случае последующей неудачи они стремились установить со взрослым контакт, показав, что не могут справиться с задачей самостоятельно. В то же время ни одна обезьяна подражать ассистенту не стала и сразу приступила к исследованию предмета: стучать, трясти и кусать. По словам авторов, полученные данные дополняют наблюдения о том, что чрезмерное подражание специфично для человека. По-видимому, существование этого признака необходимо для передачи продуктов культуры — она сравнительно быстро обогащается и является чрезмерно сложной для избирательного осмысленного освоения в раннем детстве.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.