Технологические аспекты сегментации продукции перерабатывающих предприятий маслично-жировой отрасли Украины

123

Широким разнообразием объектов рыночных взаимоотношений от сырья к конечной потребительской продукции характеризуется, в частности, пищевая промышленность АПК. Особенно динамическое развитие имеет маслично-жировой комплекс страны. Производство масличных культур и маслично-жировой продукции является одним из приоритетных и перспективных направлений развития аграрного сектора экономики. Масличное производство имеет большие перспективы. К основным факторам, которые способствуют росту использования растительных масел относят следующие:

— переориентация в структуре питания населения экономически развитых стран с животных жиров на масла и растительные жиры. Соотношение в потреблении растительных и животных жиров в этих странах в пределах 4-5:1, а общее потребление масел на продовольственные цели в США представляет 32-36 кг, в ЕС — 17-25 кг на 1 человека на год;
— увеличение общей численности населения планеты, особенно в странах Юго-восточной Азии и Африки;
— увеличение использования масел для технических потребностей (производство дизельного горючего, пластмасс, моющих средств, масел, олиф и красок).

Основных участников рынка маслично-жировой продукции разделяют на три группы: финансово-промышленные группы и заводы-производители, которые работают исключительно на рынке «сырого» растительного масла и экспортные продажи складывают 80-90% от всего объема производства; финансово-промышленные группы и заводы, которые конкурируют на рынке фасуемого масла; большие зернотрейдеры и торговые компании, которые не являются владельцами предприятий-производителей подсолнечного масла и, как правило, работают с предприятиями-производителями на договорных (давальческих) принципах, составляют конкуренцию участникам первой группы на рынке «сырого» подсолнечного масла, преимущественно экспортном или при условии государственного вмешательства в рыночное ценообразование путем ограничения экспорта, квотированием.

К первой группе участников рынка подсолнечного масла можно отнести следующие компании: «agrozernoholding.com«, «Каргил», «Кернел». Эта группа компаний имеет длительный опыт работы на экспортных рынках, настроенные связи и надежных партнеров. Ко второй группе можно отнести таких производителей: Днепропетровский МЭЗ, Пологовский МЭЗ, «Креатив»(Кировоград), и другие. Эти участники рынка отдают преимущество глубокой переработке масла путем рафинации, дезодорации, производства маргаринов, майонезов. Предприятия данной группы проводят достаточно агрессивную маркетинговую политику для продвижения своих торговых марок. В основном эти компании работают на внутреннем рынке, а также имеют экспортные поставки фасуемого масла и других масличных продуктов в основном в Россию, страны СНГ, а также в Европу. Торговые компании и зернотрейдеры, которые составляют третью группу участников рынка, раньше до введения экспортной пошлины на семена подсолнуха занимались только экспортом семян, а теперь переходят на операции на рынке подсолнечного масла. Они работают на договорных условиях с предприятиями-переработчиками, а продукты переработки — маслю и шрот (макуху) поставляют на экспорт.

В зависимости от величины предприятия или объединения предприятий охватывается большая или меньшая величина технологической цепочки изготовления конечной продукции с соответствующим выпуском товарной продукции, как конечной, так и промежуточной, что создает отдельные сегменты потребителей маслично-жировой продукции.

Технологическую цепочку превращения масличного сырья в конечный продукт определяют звенья этой цепочки, которые являются субъектами рыночной среды, и, в зависимости от стадии переработки масличного сырья, формируют отдельные специализированные рынки, которые являются составляющими внутреннего и международного рынков маслично-жировой продукции.

Первым и обеспечивающим звеном технологической цепочки создания масличной продукции являются сельскохозяйственные предприятия которые занимаются выращиванием масличных семян. Почти все фермерские хозяйства независимо от величины и формы собственности могут выращивать масличные семена таких основных культур как подсолнух, рапс, соя. В зависимости от природно- климатических условий размещение фермерских хозяйств определяет целесообразность выращивания той или другой культуры. Развитие производства масличных семян, в основном, осуществляется на экстенсивной основе за счет расширения площадей посева масличных культур. Сельхозпроизводители являются участниками рынка масличного сырья на внутреннем рынке масличной продукции, где реализуют продукцию через элеваторы или напрямую из хозяйств посредникам, маслично-добывающим предприятиям. Выхода на международные рынки, как правило, небольшие фермерские хозяйства не имеют через сложность процесса осуществления экспортных операций, небольшое количество масличного сырья в хозяйствах и действие экспортной пошлины, которая существенно уменьшает прибыльность подобных экспортных операций.

В качестве второго звена в цепочке выступают специализированные зернохранящие предприятия — элеваторы. Сезонность производства масличных семян требует наличия специализированных накапливающих и хранящих терминалов для обеспечения сырьем маслично-добывающих предприятий в течение года. Масличные семена, которые поступают на элеваторы, дополнительно очищаются, сушатся и хранятся с соблюдением необходимых технологических условий. Масличные семена, которые хранятся на элеваторах, имеют соответствующие кондиции и, как товар, готовы для отгрузки на экспорт или маслично-добывающим предприятиям для переработки. Действие экспортной пошлины в размере 17% от индикативной цены на масличные семена и проблемы с возвращением НДС экспортерам на данное время не позволяют интенсивно вывозить семян подсолнуха и оно в подавляющем большинстве попадает на маслично-добывающие предприятия, которые есть третьим звеном технологической цепочки создания конечной масличной продукции. На этих предприятиях экстракционным или прессовым методами из масличных семян добывают так называемое «сырое» масло, что потом в виде масличного сырья для дальнейшей доработки экспортируется или поступает на маслично-перерабатывающие предприятия. Жмых, который остается после переработки масличных семян, называют макухой или шротом и он является высокобелковым кормом для животных и птицы. Шрот находит своих потребителей на внутреннем рынке и также экспортируется. В качестве субъектов на отечественном и международном рынках масличного сырья выступают фирмы-зернотрейдеры, которые продают за границу масличные семена или на давальческих условиях перерабатывают его на маслично-добывающих предприятиях, а потом экспортируют «сырое» масло и шрот. Экспортерами также могут быть и непосредственно маслично-добывающие предприятия. В качестве контрагентов экспортеров выступают мировые биржи, посредники, заграничные маслично-добывающие и маслично-перерабатывающие предприятия, большие фермерские хозяйства, которые специализируются на производстве животноводческой продукции. На отечественном рынке потребителями масличного сырья являются также маслично-добывающие или маслично-перерабатывающие предприятия и большие откормочные животноводческие комплексы. На внутреннем рынке снабжение масличного сырья осуществляется, как правило, для «сырого» масла по долгосрочным соглашениям, а снабжение масличных семян имеет конъюнктурный характер, где в качестве решающего фактора выступает цена семян.

На четвертом и пятом звеньях технологической цепи производится конечная потребительская масличная продукция. На четвертом звене отдельные маслично-перерабатывающие предприятия или их подразделения, цеха маслично-добывающих предприятий проводят доведение «сырого» масла до потребительских кондиций путем доочищения, рафинации, дезодорации с послидующим разливом в бутылки, в которых растительное масло, которое готово к потреблению, поставляется в сеть торговли.
На пятом звене технологической цепи производства масличной продукции происходит переработка масла с помощью разных биологических и химических добавок и по специальным технологиям в маргарины широкого спектра назначения, разные майонезы, соусы. Также на отдельных предприятиях производят глицерин, мыло, олифу. Вся продукция четвертого и пятого звеньев поставляется на рынок потребительской масличной продукции для непосредственного потребления населением, а также для использования при производстве пищевой продукции такой как хлеб, разная выпечка, печенье, конфеты.
Для производства маргариновой продукции широко используются также тропические масла, которые являются составляющими международного рынка масличного сырья. Отечественные маргариновые предприятия постоянно наращивают импорт кокосового и пальмовоо масел. Главной причиной растущего спроса на тропические масла является низкая их цена по сравнению с подсолнечным маслом и достаточно высокие технологические характеристики для переработки в маргариновую продукцию.
Проведенный анализ сегментации на рынке масличной продукции показал, что одни и те же субъекты общего рынка могут создавать значительное разнообразие небольших сегментов внутри общего и, соответственно, на каждом сегменте общего рынка должна осуществляться своя маркетинговая политика. Сегментация продукции на маслично-жировом рынке осуществляется по технологическому принципу, и можно говорить что существует особенный вид сегментации продукции — технологическая сегментация. В дальнейшем необходимо направить научные исследования на разработку оптимизационных моделей маркетинговых усилий предприятий, которые работают на нескольких сегментах маслично-жирового рынка.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.