От Волдеморта до Дарта Вейдера: ученые объяснили привлекательность антигероев

Симпатия к злодеям из книг и фильмов не означает, что вы плохой человек. Это может быть своеобразным методом самопознания.

127

При просмотре кино и телесериалов, а также при чтении книг люди часто испытывают эмоциональное притяжение к злодеям. Но дело вовсе не в том, что нас привлекает темная сторона таких персонажей. Согласно статье, опубликованной в журнале Psychological Science, вымышленные антигерои кажутся зрителям и читателям симпатичнее, когда последние находят у злодеев черты характера, схожие со своими.

Интересно, что в реальной жизни подобный механизм не работает: большинство из тех, кто восхищается профессором Мориарти из рассказов о Шерлоке Холмсе или Дартом Вейдером из вселенной Star Wars, испытали бы отторжение и отвращение, столкнувшись с этими персонажами в реальности. Одной из причин подобного сдвига восприятия является то, что фильмы и литература работают как своеобразная система когнитивной безопасности. Они позволяют нам ассоциировать себя с отрицательными персонажами, не портя при этом впечатление о собственной личности.

«Когда люди чувствуют себя защищенными завесой художественного вымысла, они могут проявлять больший интерес к изучению мрачных и зловещих персонажей, которые напоминают самих людей. Истории и вымышленные миры могут предложить нашей психике безопасное убежище, — говорит ведущий автор исследования Ребекка Краузе. — Люди хотят видеть себя в позитивном свете, а находить сходство между собой и плохим человеком может быть некомфортно».

Благодаря тому, что подобное отождествление со злодеем в полностью или частично вымышленном контексте ослабляет негативные ощущения, обнаружение схожих черт с «плохими парнями» может даже доставлять удовольствие. Так, объясняет Краузе, те, кто склонен к коварству привнесению хаоса в окружающую среду, испытывают симпатию к Джокеру из вселенной DC Comics; а амбициозным интеллектуалам может нравится Волдеморт из историй о Гарри Поттере.

Пример оценки пользователя по его разговорчивости на сайте CharacTour. Болтливого человека ассоциируют с ослом из серии мультфильмов о Шреке, а молчуна с Грутом из комиксов компании Marvel Comics / © Krause, Rucker, Psychological Science, 2020
Пример оценки пользователя по его разговорчивости на сайте CharacTour. Болтливого человека ассоциируют с ослом из серии мультфильмов о Шреке, а молчуна с Грутом из комиксов компании Marvel Comics / © Krause, Rucker, Psychological Science, 2020

Чтобы подтвердить эти идеи, авторы статьи проанализировали серию анонимных опросов пользователей сайта CharacTour. Среди прочего на этом ресурсе можно пройти тест на определение черт личности, по результатам которого алгоритм подберет персонажей (положительных либо отрицательных), на которого пользователь похож больше всего. Пользователь может добавить одного или нескольких персонажей себе в профиль, и на основе своего выбора получать рекомендации по книгам, фильмам и сериалам.

Анализ тестов показал, что пользователи CharacTour в целом чаще выбирали положительных персонажей из тех, что подобрал алгоритм. Однако было очевидно, что злодеев, с которыми у пользователей были высокие баллы сходства личностей, чаще выбирали для добавления в профиль, нежели игнорировали.

Данные, полученные в ходе анализа, не позволяют установить, какие именно черты характера темных личностей привлекали пользователей. Авторы работы указывают на необходимость дальнейших исследований для изучения психологической привлекательности злодеев и выяснения того, позволяет ли это людям исследовать свои собственные негативные черты. «Возможно, вымышленные сюжеты дают возможность взаимодействовать с темными аспектами вашей личности, не заставляя вас сомневаться в том, что в целом вы хороший человек», — заключает Краузе.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.