Под французским супермаркетом нашли древнеримское кладбище

Археологи обнаружили, что крупный торговый центр на севере Франции построен на месте некрополя IV века.

0

Город Аррас находится на севере Франции, и точное время основания нам неизвестно. Существует предположение, что его построили белги — группа племен, населявших Северную Галлию в начале нашей эры. Тогда город назывался Неметоценна. Считается, что название происходит от кельтского слова, обозначающего священное место. К моменту прихода в Галлию римских легионов под командованием Цезаря Неметоценна уже была крупным процветающим поселением.

В 57 году до нашей эры Цезарь разгромил армию белгов, которая состояла из разных племен, в том числе племени атребатов. Часть последних позднее переселилась в Британию, но часть осталась в Северной Галлии. Неметоценну римляне укрепили, построили оборонительную крепость (каструм) и переименовали в Атребатум. Последующие волны завоевателей оказались не столь гуманны, как римляне: сначала его разрушили германские племена примерно в 406-407 годах нашей эры, потом — в 451 году — Аттила, а в IX веке — норманны.

Свинцовый саркофаг. По углам видны остатки кронштейнов: они усиливали деревянную опалубку, окружавшую саркофаг / ©Inrap
Свинцовый саркофаг. По углам видны остатки кронштейнов: они усиливали деревянную опалубку, окружавшую саркофаг / ©Inrap

В прошлом году владельцы супермаркета в Аррасе решили сделать пристройку к основному зданию. Перед началом строительства участок исследовали археологи. Они раскопали свинцовый саркофаг, который датировали IV веком. Этой осенью археологи продолжили раскопки и обнаружили, что прошлогодняя находка — лишь малая часть скрытого под землей. Кладбище простирается под всем супермаркетом, а местами выходит за его пределы.

Большинство могил расположены в направлении юго-запад или северо-восток и довольно плотно прилегают друг к другу. Все найденные на сегодня погребения содержат останки людей, похороненных по обряду ингумации (трупоположения). Странно то, что могилы практически лишены погребального инвентаря: только два захоронения содержали какие-либо предметы вообще. Взрослую женщину похоронили с богатым набором украшений, включая жемчужное ожерелье, серьги, медные и костяные браслеты, медные кольца на пальцах — подобное изобилие удивительно на фоне окружающих погребений.

Древние захоронения раскопали у самой стены супермаркета, но основная часть кладбища находится под зданием / ©Inrap
Древние захоронения раскопали у самой стены супермаркета, но основная часть кладбища находится под зданием / ©Inrap

Судя по остаткам дерева и железным гвоздям, большую часть погребенных хоронили в деревянных гробах. Кроме прошлогоднего свинцового, археологи обнаружили еще один гроб из того же материала, а также саркофаг, сделанный из известняка. Найдены следы только одного двойного захоронения (взрослый и ребенок) — во всех остальных случаях, даже если в могиле лежат останки двух людей, каждый из них некогда покоился в отдельном гробу.

Надо сказать, находка в самом деле необычна. В 1980-х в Аррасе археологи обнаружили большое раннеимперское кладбище, содержащее более сотни захоронений I и II веков. Все могилы были заполнены кремированными останками, без трупоположений. Помимо этого, они содержали богатейший и разнообразный погребальный инвентарь, включая остатки пищевых подношений, монеты, ювелирные изделия, инструменты для ухода, керамику и стеклянную посуду. Получается, за пару сотен лет местные жители, во-первых, перешли от кремации к ингумации, а во-вторых, перестали снабжать умерших погребальным дарами. Если учесть, что первое кладбище относится к периоду расцвета Рима, а второе — ко времени упадка, можно предположить, что дело просто в снижении доходов населения. Правда, это не объясняет резкую смену погребального обряда.

Скорее всего, дело в христианизации, которая широко распространилась в Атребатуме в 350-х годах. Этому немало способствовал Мартин Турский — один из пяти католических святых, считающихся покровителями Франции. Некогда он служил в римской кавалерии, в том числе в части, расквартированной в Атребатуме. Но потом будущий святой отказался сражаться с врагами в военное время, проповедуя, что меч христианину дан только против преступников, а к врагу надо выходить с крестом. Не очень понятно, как он пережил этот эпизод своей карьеры, известный нам только по официальной версии его жизнеописания. Но популярность Турского была необычайной. Он проповедовал аскезу, а также непринятие официальных высоких постов (официальная биография гласит, что даже епископом в Туре его назначили, прибегнув к обману).

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.