У древней египтянки вырвали золотой язык

Мужчину и женщину похоронили 2500 лет назад и снабдили средством для разговора с Осирисом, необходимыми внутренними органами и большим числом слуг.

0

В феврале 2021 года международная группа археологов проводила раскопки древнего города Тапосирис Магна неподалеку от Александрии. В открытых 16 скальных гробницах исследователи обнаружили мумии, у которых во рту находились золотые языки. Появилось предположение, что замена языка — часть погребального ритуала. При бальзамировании настоящий язык удалили, но дали замену, так как без языка усопший не сможет поговорить с богом Осирисом, когда предстанет перед ним.

В начале декабря испанские археологи, работающие на раскопках в Египте, сообщили, что в провинции Минья они обнаружили новых людей с золотыми языками. Специалисты вскрыли две гробницы: в одной находились останки мужчины, в другой — женщины. Примерное время смерти обоих — около 2500 лет назад. Тела покоились в саркофагах из известняка.

Саркофаг в погребальной камере / ©Ministry of Tourism and Antiquities of Egypt
Саркофаг в погребальной камере / ©Ministry of Tourism and Antiquities of Egypt

Одна из гробница (та, где похоронена женщина) уже была вскрыта, у входа в нее археологи нашли два человеческих скелета — возможно, грабителей. Среди их костей обнаружили золотой язык, подобный найденному в феврале. Что помешало грабителям покинуть гробницу — и, видимо, убило их — пока не ясно. Понятно, что из-за вскрытия саркофага останки женщины сохранились не очень хорошо.

Вторая гробница располагалась рядом с первой и оставалась все это время запечатанной, поэтому золотой язык у мужчины был там, куда его поместили при бальзамировании. В гробнице нашли весьма богатый погребальный инвентарь, в том числе ювелирные украшения и фигурку священного скарабея. Вообще, этот жук-навозник играл особую роль в мифологии Египта, символизировал движение солнца, и даже бога Хепри там изображали с головой в виде скарабея. Иногда фигурку жука вкладывали в тело покойного при бальзамировании, на место сердца, — существует предположение, что таким образом усопшего готовили к лучшей жизни в загробном мире.

Но это лишь малая часть находок, сделанных в неграбленой гробнице. В двух специальных нишах погребальной камеры стояли канопы — сосуды, служившие обязательным элементом погребального обряда при бальзамировании. Египтяне полагали, что скарабей вместо сердца — это неплохо, но и настоящие внутренние органы могут пригодиться в загробной жизни. Правда, не все.

Судя по многочисленным находкам, достойными отдельного бальзамирования были признаны желудок, кишечник, легкие и печень (заметьте, ни сердца, ни мозга в списке нет). Оставить эти органы внутри при подготовке тела, разумеется, невозможно, поэтому их помещали в канопы (их как раз четыре), наполненные бальзамом. В эпоху Древнего царства канопы редко украшали, но во времена Среднего царства сосуды стали покрывать резьбой и росписью, а крышки выполняли в виде человеческих голов. А во время XIX династии Нового царства (1292-1186 годы до нашей эры) крышкам каноп решили придавать форму богов, четырех сыновей Гора.

Фигурки ушебти сделаны для того, чтобы их владелец не надрывался на работе в загробном мире / ©Ministry of Tourism and Antiquities of Egypt
Фигурки ушебти сделаны для того, чтобы их владелец не надрывался на работе в загробном мире / ©Ministry of Tourism and Antiquities of Egypt

Не меньший интерес, чем канопы, представляет коллекция ушебти — специальных погребальных фигурок. Они имели важное значение: египтяне полагали, что в загробной жизни все практически так, как в земной. Управляет загробным миром Осирис, а человек после смерти становится его подданным. Если на земле он повиновался фараону, то в потустороннем мире — Осирису, и перед ним же несет трудовые повинности. Мысль о том, что после смерти придется обрабатывать у божественного царя Осириса загробные поля, огорчала людей. Чтобы покойный избежал подобных работ, в захоронение помещали ушебти — верных помощников египтянина в царстве мертвых.

Ушебти находят практически в каждом египетском захоронении, даже очень бедном. Понятно, что чем богаче был погребенный, тем больше фигурок хоронили с ним, тем искуснее их выполняли, да и материал брали подороже. В гробнице мужчины археологи насчитали 402 ушебти из зеленого фаянса. Все это говорит о том, что покойный был человеком знатным и богатым. Судя по тому, что гробница женщины размещена рядом и в ней тоже нашли золотой язык для разговора с Осирисом, эти двое были как-то связаны между собой. И, скорее всего, до разграбления погребение женщины было не менее богатым.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.