Эксперимент показал, как внедрение QR-кодов здоровья влияет на готовность прививаться от Covid-19

Ученые выясняли, как «коды здоровья», ограничивающие свободу передвижений для непривитых от коронавируса, влияют на готовность все же вакцинироваться.

0

Достижение коллективного иммунитета к коронавирусу SARS-CoV-2 (хотя часть специалистов признала, что это невозможно) — сложная задача, поскольку есть люди, которые принципиально не хотят прививаться или сомневаются. По мнению властей, один из способов подстегнуть население к вакцинации — объявить ограничения для тех, кто не получил укол. Сегодня этого пытаются добиться так называемыми Covid-паспортами, QR-кодами и сертификатами Green Pass, не позволяющими непривитым — если они не болели, не сдали тест или не имеют медотвода — посещать общественные места (общепит, заведения культуры и прочее), перемещаться между городами или выезжать за границу, а в некоторых случаях даже выходить из дома.

Для среднестатистического жителя российского региона это все кажется скорее диковинкой, однако за рубежом такие меры уже действуют: к примеру, в Израиле с зимы-2021, во Франции и Италии — с лета, в некоторых штатах США — с весны или лета. Пионером стал Китай: там «коды здоровья» — приложения от Alibaba и Tencent наподобие электронного паспорта, содержащего информацию о статусе по Covid-19 — появились весной 2020 года, когда вакцинации не было. Благодаря им отслеживали случаи заражения и контакты. Зеленый цвет кода — значит, человек здоров и может передвигаться без ограничений, желтый — запрет на посещение общественных пространств и использование транспорта и недельная самоизоляция, красный — двухнедельный карантин. Люди, отказывающиеся пользоваться кодами, лишены права на доступ в вышеупомянутые места.

В этом марте Пекин дополнительно ввел паспорта вакцинированных для поездок за рубеж: это все те же QR-коды, в которых зашифрованы данные о человеке, результаты ПЦР-теста, теста на антитела IgG, а еще информация о прививке. На сегодня в КНР одним компонентом привиты 1 185 237 000 человек (84% населения), полностью — 1 073 845 000 человек (76,1%). Почти 50 миллионов ревакцинировались.

Авторы новой работы — ученые из Сиань Цзяотун-Ливерпульского университета в Сучжоу (КНР) — решили изучить, как «коды здоровья» влияют на готовность делать прививки. Результаты опубликованы в журнале Vaccine.

В бесплатном онлайн-эксперименте участвовали 873 совершеннолетних жителя Китая. В основном это были женщины (62,54%) в возрасте от 18 до 24 лет (71,36%); 90,9% получили образование не ниже уровня колледжа, большинство не состояли в браке или романтических отношениях и имели медстраховку. Только 23 человека выступали категорически против прививки или не собирались вакцинироваться, а 407 человек (46,62%) не были уверены в безопасности препаратов для профилактики Covid-19, при этом 38,83% считали, что они подвержены риску заражения. Только 67% участников явно выразили готовность привиться.

Участники заполнили по шесть опросников с дискретным выбором, каждый из которых предлагал сценарии вакцинации с учетом таких факторов, как эффективность препарата, вероятность побочных эффектов, рядом ли находится прививочный пункт и что он собой представляет, количество уколов, страна производства, стоимость (или бесплатно). Еще был вариант не прививаться — тогда респондент получил бы желтый код здоровья.

Критерии опроса / © Jing Wang et al., 2020
Критерии опроса / © Jing Wang et al., 2020

Как показали результаты, испытуемые предпочитали бесплатные однокомпонентные препараты китайского производства с высокой эффективностью и пониженным риском побочных эффектов вроде лихорадки. Вероятность выбора варианта с отказом от прививки была выше среди тех, кто испытывал сомнения по теме вакцинации, но они отвечали «нет» реже, если это грозило желтым цветом кода.

«QR-коды, по-видимому, значительно повысили готовность к прививкам в некоторых, но не во всех сценариях. Так, они снизили вероятность отказа с 17,34% до 8,61%, если вакцина была отечественного производства, бесплатной, имела 80%-ную эффективность и 10%-ный риск побочных эффектов (лихорадки), предполагала две дозы, а ставить ее нужно было в крупной больнице. Однако коды, похоже, не оказали заметного влияния на выбор варианта «не прививаться», когда гипотетическая эффективность вакцины составляла 60% или ниже, а ставили ее в поликлинике по месту жительства», — пишут ученые.

Среди тех, кто не колебался с решением, прививаться или нет, коды здоровья тоже повысили готовность — но, опять же, не всегда. Так, они снизили вероятность отказа от вакцинации с 13,77% до 0,82%, если вакцина была бесплатной и китайской, с эффективностью в 60% и 10%-ным риском лихорадки после укола, который делали в частной клинике. Нужно было ставить две дозы или одну — не имело значения. Однако даже под угрозой получить QR-код желтого цвета участники эксперимента скорее отказывались от прививки, если вакцина была платной, произведенной за рубежом и имела эффективность ниже 60%.

«Результаты нашего исследования показывают, что среди людей с более высоким уровнем образования готовность вакцинироваться от Covid-19 в Китае возрастет, если коды здоровья будут ограничивать доступ непривитых в общественные места — но при условии, что эффективность вакцины превышает 60%. При необходимости власти могут рассмотреть возможность использовать коды здоровья, чтобы объявить обязательную вакцинацию, но процедуры медотвода и влияние на доверие общества следует тщательно продумать и сбалансировать», — подытожили авторы работы.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.